Previous Entry Share Next Entry
Нововведения в школах — возвращение к историческому опыту. Часть 2
dialexika
gto

В последнее время на государственном уровне в сфере школьного образования стали возвращать отдельные элементы советской полноценной системы воспитания подрастающего поколения. Наша действительность сильно отличается от былой эпохи, поэтому подобные инициативы могут оказаться вырванными из контекста и не позволят решать те задачи, которые на них возлагаются. В этом ключе уже разбирался пример возвращения школьной формы в общеобразовательные учреждения.

Следующим подобным нововведением является Указ Президента РФ о возрождении системы ГТО.

Готов к труду и обороне

Приобщение детей к спорту через возвращение в школы физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» — поставлено задачей Правительства в 2015 году. Эта система предусматривает для школьников 5 возрастных ступеней в диапазоне от 6 до 17 лет. Сообщается, что результаты сдачи нормативов будут учитываться при поступлении в ВУЗ.

Впервые система ГТО была введена 1931 году. В то время ставилась задача на государственном уровне заложить основу физического воспитания людей, направленного на укрепление здоровья, подготовку к трудовой деятельности и защите Родины. Золотой значок считался предметом гордости и уважения. В рассказе С. Я. Маршака упоминается как примета неизвестного героя, спасшего ребенка из горящего дома:

Среднего роста,
Плечистый и крепкий...
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего...


Тут необходимо отметить, что «советы» не ограничивались лишь оздоровлением населения. За самим названием этой системы стоит опять же глубокое содержание. За ней скрываются принципы служения обществу: будь сильным и защищай слабых, помогай тем, кто попал в беду, становись примером для других и т.д. Возвращаясь к герою стихотворения отметим еще и не показной характер поступков. Скромность в этом случае только украшает: «ищут пожарные, ищет милиция», — а он и вовсе не стремится кричать об этом на весь мир.

Система ГТО была частью общей системы патриотического воспитания. Через спорт в детях культивировались позитивные человеческие качества, формировалась правильная ценностная матрица, что напрямую сказывалось на поступках и определяло модели поведения в той или иной ситуации. Повышение физической активности содействовало всестороннему развитию человека, помогало подготовиться к различным видам общественной деятельности, воспитывало дух соревнования, взаимопомощи, преодоление себя через взятие новых барьеров как в спорте так и в жизни.

Современный вариант ставит собой цель развития массового спорта и оздоровления населения. Конечно, прививать принципы ведения здорового образа жизни само по себе необходимо. Нынешнее поколение в этом плане уступает советскому, что объективно из-за ухудшения питания, экологии и иных причин. Занятия спортом также позволит косвенно огородить детей от суррогатов современной жизни: начиная от посиделок с коктейлями до травли курительными смесями или еще более тяжелыми наркотиками. Если же ставить в планы возрождения именно полноценной системы ГТО, то помимо подъема чисто физического уровня, следуя олимпийскому девизу «быстрее, выше, сильнее», необходимо поднимать еще и ценностный, т.е. вкладывать в неё определенное содержание гражданского долга. Нужно заполнить эту пустоту, иначе молодежь так и будет затягиваться в лоно различных субкультур нигилизма, вседозволенности, саморазрушения, смерти и т.д.

Сейчас в стране имеются все шансы создать действительно рабочую модель комплекса «Готов к труду и обороне», этому благоволит и воодушевление прошедшей зимней Олимпиады в Сочи, и вроде бы всерьез запланированная государственная политика возрождения бесплатных секций до 2018 года. Однако эту инициативу нужно не забывать наполнять правильным содержанием, иначе запал Олимпиады быстро угаснет и останется лишь одна имитация.

?

Log in

No account? Create an account